Проблемы с утилизацией отходов в России
Уровень накопленных в России бытовых отходов давно стал опасным для людей: полигоны занимают огромные территории, создают угрозу авиасообщению, привлекая стаи птиц, наносят вред здоровью людей. Ежегодно в России собирается колоссальное количество твердых бытовых отходов – до 40 миллионов тонн. И только 15% из них перерабатывается, остальное вывозится на полигоны или несанкционированные свалки.
О том, как сложившаяся ситуация контролируется государством, какие усилия должны прилагать производители и какие препятствия стоят на пути к переработке отходов, редакции chtoestchto.ru рассказал Петр Бобровский, вице-президент Национального тарного союза.
Ежегодно выявляется около 1 000 нелегальных полигонов
Предприятия, которые накапливают большой объем отходов, обязательно должны иметь договор на вывоз с подтверждением того, что эти отходы попали либо на полигон, либо на переработку. Чаще всего отходы попадают на полигон. По данным Росприроднадзора чуть больше 400 предприятий во всей России занимаются переработкой отходов.
Росприроднадзор также проверяет, правильно ли эти отходы вывозятся и к какому классу опасности относятся. Однако на практике это не всегда эффективно.
Комбинированный вид отходов на полигоне должны принимать по высшему классу опасности, а на деле чаще всего берут по низшему. То есть, ртутную лампу могут взять как стекло, а не как ртуть. Это объясняется тем, что полигонов для опасных отходов еще меньше, чем для безопасных. Например, в Санкт Петербурге есть четыре полигона и только один из них для опасных отходов, причем на него сводятся отходы со всей Ленинградской области. Соответственно, растет количество нелегальных полигонов. Ежегодно Росприроданадзор выявляет около 1000 нелегальных полигонов. Несмотря на все усилия, возможностей Росприроднадзора не хватает, чтобы уследить за всем этим.
Кроме того, есть еще такой вид нелегального бизнеса, как покупка карьера, якобы для разработки песка, а на деле туда свозятся отходы. Организовано это таким образом — накидали кучу отходов, собрали деньги, сверху присыпали грунтом. А весной, когда сошел снег, все эти кучи вновь на поверхности.
Безопасность невыгодна
На легальном полигоне должен быть организован целый комплекс мер по обеспечению безопасности. По факту получается иначе: самая большая свалка в Петербурге постоянно горит, ее тушат своими силами, иногда она загорается сильнее, и дым накрывает южные кварталы города. Конечно, ни о каких мерах безопасности речи здесь не идет.
Также все свалки должны быть оборудованы весами. Груз, который туда привозят, сдается в тоннах. Но когда мы платим за вывоз мусора, его измеряют в кубометрах. Например, упаковка от холодильника занимает весь контейнер, и перевозчик берет плату за этот большой объем. А привезя этот контейнер на свалку, заплатит за его небольшой вес.
Ко всему прочему, перевозчик сам решает, куда вывозить мусор, теоретически может выкинуть его и в соседний двор. Для перевозчика гораздо выгоднее отвести отходы на нелегальную свалку. Отвезти отходы на мусороперерабатывающий завод в 3 раза дороже, чем вывезти на полигон. В Петербурге тариф на захоронение отходов – 350 рублей за тонну, тариф за прием отходов на мусороперерабатывающем городском заводе – 1300 рублей за тонну.
Фото: Angelo Tsirekas/ Wikipedia
Ответственность за утилизацию должен нести производитель
Основные изменения, которые планируются в законодательстве, это поправки в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». По мнению эксперта, самое важное на настоящем этапе – ввести принцип расширенной ответственности производителей за утилизацию товаров.
Раньше в законопроекте была формулировка, допускавшая двоякое толкование, что облагаться сборами могут как производители упаковки, так и производители товаров.
В начале сентября был введен новый абзац о том, что платит именно производитель товара, в том числе упакованного товара, то есть обложение осуществляется в конце производственной цепочки. Такой принцип сейчас действует в Европе. Также была идея, чтобы малый бизнес не платил за утилизацию. Для небольших производств платить за утилизацию и участвовать в системе сбора – это непосильная задача.
Опыт западных коллег не спешат перенять в России
В Эстонии на сегодняшний день действует 1300 пунктов сбора отходов упаковки, работающих по системе, похожей на немецкую. На государственном уровне устанавливаются нормы по видам переработки. Это значит, что если производитель сделал 100 пэт — бутылок, он должен показать, что-либо сам собрал и переработал 80 бутылок, либо заключил договор со специализированным оператором. Сейчас в Эстонии по ПЭТ-упаковке достигли уровня переработки 90%, благодаря такой системе.
В России сегодня собирается 36% макулатуры, 10% шин. В целом, собирается и перерабатывается не более 15% твердо-бытовых отходов (ТБО).
Для сравнения в СССР собирался 61% макулатуры, 51% текстильных отходов, 31% шин.
России нет инфраструктуры для переработки отходов, для этого не развита правовая база.
К примеру, полиэтиленовая пленка, если она не грязная, — это достаточно хорошее вторичное сырье. Но если она уже в масле, ее нужно мыть на соответствующем оборудовании, очищать. Это очень большие затраты энергии. Предприятий, которые умеют ее очищать и готовы затем ее переработать – единицы.
Упаковка «тетрапак», которую мы сейчас собираем в ходе совместного проекта с компанией Tetra Pak, — достаточно выгодный продукт. Это многослойная упаковка: картон, полиэтилен, полиалюминиевый слой. Первые два материала сами по себе очень востребованные, а из полиалюминия научились делать гранулы. Из гранул производят разные изделия, например декинг. Введение принципа ответственности производителя позволит создать привлекательные условия для направления таких отходов на переработку.
Даже без переработки, просто собирая эти виды отходов, можно отправлять их на экспорт. За рубежом очень востребована макулатура, Китай готов платить за многие виды пластика, но сейчас все это трудноосуществимо по двум основным причинам:
• В России нет комплексной системы сбора, после которой можно легко отправлять многие материалы на переработку.
• Финансовая сторона вопроса. Если хотя бы в половине регионов построить современные мусороперерабатывающие заводы (по 1 для особо опасных и мало- и неопасных отходов), то это обойдется примерно $4-5 млрд. Если добавить затраты на создание инфраструктуры (сбор, сортировка, транспорт и т.д.), то итоговая цифра превысит $15 млрд. в целом по стране.
Фото: Tomasz G. Sienicki / Wikipedia
Отсутствие системы сбора выгодно для черного рынка
Остается нерешенной проблема с автомобилями, которые состоят из множества разных деталей, а в переработку идут кузов и аккумулятор. Автомобильные шины за рубежом используют для строительства дорог.
Наши строители дорог не дают внести изменения в соответствующие стандарты для того, чтобы можно было использовать эти отходы. Если при строительстве дорог будут использовать шины, что делать тем, кто уже возит туда щебень, песок? Объём их поставок сократится. На аккумуляторы большой спрос на черном рынке, так как в них содержится свинец. Цена б/у аккумулятора колеблется вместе с ценой свинца на бирже. Но кроме свинца, там есть электролит, который является очень опасным видом отходов.
В погоне за свинцом, электролит из аккумулятора могут вылить где угодно, даже у вашего подъезда. Заводы, которые легально и безопасно перерабатывают аккумуляторы, очень заинтересованы в этом сырье. Но отдельно взятое предприятие не способно выстроить систему сбора.
Люди готовы к переменам, дело за инфраструктурой
Если говорить о локальных акциях для потребителей (сбор ламп или батареек в магазинах), то помочь справится с проблемой могут только комплексные меры. Вклад субботников, к сожалению, тоже весьма незначителен — самые большие субботники собирают порядка 300 тонн отходов. Петербург в день производит 5.5 тыс. тонн отходов, Москва – 8-10 тыс. тонн. Наличие комплексных пунктов сбора давало бы возможность тем, кто хочет раздельно сдавать отходы, это делать.
Потребители уже готовы к переменам – они охотно участвуют в акциях по сбору различных отходов. Осталось подготовить необходимые условия и инфраструктуру.
Фото: Sir Voland / Wikipedia
Вопрос №4 | |
8 главных мифов о пальмовом масле
Эксперт по масложировой продукции прокомментировала самые популярные заблуждения о пальмовом масле |
|
Как правильно «прочитать» этикетку?
Елена Смирнова, ученый секретарь Института питания РАМН подробно объясняет, на что в маркировке пищевой продукции стоит обратить особое внимание, а какие надписи ничего не значат |
Компания «Эколог» предлагает утилизацию всех видов отходов в Ростове-на-Дону. Телефон: +7 (863) 309-29-28. Сайт завода по переработке и утилизации отходов rostov.ekologpro.ru.