Что есть что > Мнения экспертов > Как защищают права потребителей в России?

Как защищают права потребителей в России?

Программы, в которых журналисты проверяют гостиницы и кафе, рынки и магазины, руководствуясь Законом РФ «О средствах массовой информации», очень популярны среди покупателей. Но может ли потребитель сам выступить в роли ревизора и проверить условия хранения товаров, которые приобретает? С ситуацией помог разобраться глава Союза потребителей России Пётр Шелищ.

У покупателя есть право заглянуть «за прилавок»?

Администрация магазина не обязана показывать потребителю служебные помещения (подсобку, разделочный цех, склад), так как  несёт ответственность за их санитарное состояние и сохранность находящихся там продуктов и товаров.

Такое право есть только у инспекторов Роспотребнадзора, если они получили официальное задание на проверку магазина в своем ведомстве. Инспекторы проверяют, соответствуют ли условия хранения продуктов нормативным документам — Техническому регламенту и СанПиНу.

Что делать, если покупатель подозревает магазин в несоблюдении этих стандартов?

Все зависит от того, чего хочет покупатель – вернуть деньги за некачественный товар или в целом изменить работу администрации.

Если купленный продукт испортился в течение срока годности, хотя вы хранили его, соблюдая условия, указанные на этикетке, можно вернуть такой товар в магазин. Предъявите кассовый чек продавцу, подтвердите, что купил товар именно здесь. Как правило, магазин идёт на то, чтобы вернуть деньги покупателю за испорченную продукцию или обменять просрочку на новый и качественный товар.

Но нужно понимать, что продукт в рамках срока годности портится по следующим причинам: были нарушены какие-то технологические процессы при производстве, его транспортировали и хранили в недопустимых условиях. Поэтому можно описать свой случай и написать претензию в Книгу жалоб, а если она останется без ответа, хотя в крупных сетях такого почти не происходит, в дальнейшем направить жалобу в Роспотребнадзор.

Претензии к проданным товарам подаются в письменном виде с указанием недостатка товара и связанного с ним требования потребителя.

Сейчас разрабатываются новые законопроекты по защите прав потребителей в России?

Союз потребителей РФ участвует в разработке нового законодательного акта — Потребительского кодекса. Предполагается, что он будет состоять из общей части, основанной на нынешнем законе «О защите прав потребителей», и специальной части, которая будет включать разделы по основным видам договоров на выполнение работ и оказание услуг для потребителей. В этом разделе будут расписаны все условия каждого такого договора и его обязательная форма.

Также очень важным нам кажется – разработка и соблюдение национальных стандартов по оказанию правовой помощи потребителям. За последние 10 лет вдвое увеличилось число общественных объединений потребителей и специализирующихся в этой сфере юристов, а общий уровень качества этих услуг снизился. Союз потребителей РФ разработал для этой сферы стандарты уже, которые утверждены Росстандартом в качестве ГОСТ Р.

Какие принимаются меры, чтобы повысить правовую культуру потребителей?

Разработаны, финансируются и реализуются программы повышения финансовой грамотности потребителей. В других секторах потребительского рынка ничего.

Материал подготовила Анна Мареева

Другие интервью
toothbrush Что значат цветные полоски на тюбике зубной пасты?
Эксперт chtoestchto опровергает популярное заблуждение
bankrupt Как правильно оформить банкротство по кредитам?
Эксперты chtoestchto.ru составили инструкцию о банкротстве для физических лиц
9871864c1456596e5dc4ffd25628e761 Проблемы с утилизацией отходов в России
В России ежегодно собирается до 40 миллионов тонн твердых бытовых отходов, из них перерабатывается – не более 15%". Интервью об утилизации отходов в России.
Нет комментариев
Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


− 4 = четыре