Что есть что > Мнения экспертов > Как защищают права потребителей в России?

Как защищают права потребителей в России?

Программы, в которых журналисты проверяют гостиницы и кафе, рынки и магазины, руководствуясь Законом РФ «О средствах массовой информации», очень популярны среди покупателей. Но может ли потребитель сам выступить в роли ревизора и проверить условия хранения товаров, которые приобретает? С ситуацией помог разобраться глава Союза потребителей России Пётр Шелищ.

У покупателя есть право заглянуть «за прилавок»?

Администрация магазина не обязана показывать потребителю служебные помещения (подсобку, разделочный цех, склад), так как  несёт ответственность за их санитарное состояние и сохранность находящихся там продуктов и товаров.

Такое право есть только у инспекторов Роспотребнадзора, если они получили официальное задание на проверку магазина в своем ведомстве. Инспекторы проверяют, соответствуют ли условия хранения продуктов нормативным документам — Техническому регламенту и СанПиНу.

Что делать, если покупатель подозревает магазин в несоблюдении этих стандартов?

Все зависит от того, чего хочет покупатель – вернуть деньги за некачественный товар или в целом изменить работу администрации.

Если купленный продукт испортился в течение срока годности, хотя вы хранили его, соблюдая условия, указанные на этикетке, можно вернуть такой товар в магазин. Предъявите кассовый чек продавцу, подтвердите, что купил товар именно здесь. Как правило, магазин идёт на то, чтобы вернуть деньги покупателю за испорченную продукцию или обменять просрочку на новый и качественный товар.

Но нужно понимать, что продукт в рамках срока годности портится по следующим причинам: были нарушены какие-то технологические процессы при производстве, его транспортировали и хранили в недопустимых условиях. Поэтому можно описать свой случай и написать претензию в Книгу жалоб, а если она останется без ответа, хотя в крупных сетях такого почти не происходит, в дальнейшем направить жалобу в Роспотребнадзор.

Претензии к проданным товарам подаются в письменном виде с указанием недостатка товара и связанного с ним требования потребителя.

Сейчас разрабатываются новые законопроекты по защите прав потребителей в России?

Союз потребителей РФ участвует в разработке нового законодательного акта — Потребительского кодекса. Предполагается, что он будет состоять из общей части, основанной на нынешнем законе «О защите прав потребителей», и специальной части, которая будет включать разделы по основным видам договоров на выполнение работ и оказание услуг для потребителей. В этом разделе будут расписаны все условия каждого такого договора и его обязательная форма.

Также очень важным нам кажется – разработка и соблюдение национальных стандартов по оказанию правовой помощи потребителям. За последние 10 лет вдвое увеличилось число общественных объединений потребителей и специализирующихся в этой сфере юристов, а общий уровень качества этих услуг снизился. Союз потребителей РФ разработал для этой сферы стандарты уже, которые утверждены Росстандартом в качестве ГОСТ Р.

Какие принимаются меры, чтобы повысить правовую культуру потребителей?

Разработаны, финансируются и реализуются программы повышения финансовой грамотности потребителей. В других секторах потребительского рынка ничего.

Материал подготовила Анна Мареева

Другие интервью
prava_small Как защищают права потребителей в России?
Петр Шелищ о внезапных проверках, правозащитных организациях и новом законе для потребителей
2a1ecf488c2f7734fadcb2ede9e8c1d6 Программа Елены Малышевой о молоке
О программе Елены Малышевой «Здоровье» и сюжете «Мракоборцы. Коровье молоко».
supermarket_small3 5 популярных мифов о пищевых продуктах
Пищевые добавки, ГМО, пальмовое масло и газированные напитки. Почему вокруг некоторых пищевых продуктов возникает столько противоречивых заблуждений? Популярные мифы комментируют эксперты сhtoestchto.ru.
Нет комментариев
Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


× 6 = шесть