Банки начали активно работать над созданием безбарьерной среды для инвалидов
Летом прошлого года Центробанк опубликовал письмо кредитным и некредитным финансовым организациям «О создании безбарьерной среды для инвалидов». С 1 июля 2016 года офисы должны предоставлять необходимые условия для поддержания комфорта людей с ограниченными возможностями. Какова картина на данный момент, и какие грядут перемены?
21 июля 2016 года житель Екатеринбурга, инвалид-колясочник с ДЦП Игорь Беляков столкнулся с проблемами обслуживания в отделении Сбербанка. Банк не смог выдать карту своему клиенту, так как Игорь не смог поставить подпись: «Был в Сбербанке, хотел оформить карту для поездки в Крым. Но оформить её не удалось по двум причинам – нет подписи у меня в паспорте – там стоит прочерк. Вторая причина – не могу расписаться. Сказали, нужно менять паспорт, чтобы там была подпись. То, что у меня есть две карты в этом банке, руководитель отделения на Куйбышева, 67 прокомментировала, что отделение на Малышева, 114 не имело право мне их оформлять». Представители «Сбербанка» заявили, что во всём виноват технический сбой, а карту можно будет получить в любое время после устранения неполадки.
Можно ли данную историю считать единичной или это закономерность? Информационное агентство «Банки.ру» в 2015 году опубликовало исследование, посвящённое проблеме качества оказания финансовых услуг для лиц с ограниченными возможностями. Некоторые проблемы до сих пор остаются неразрешёнными:
- В банкоматах не установлен шрифт Брайля для незрячих и плохо видящих клиентов;
- Нужды инвалидов не могут быть удовлетворены в полной мере из-за невозможности установки технических объектов (подъёмники у лестниц и т.д.) согласно существующим противопожарным нормам;
- Отсутствие пандусов объясняется особенностями дорожных инфраструктур (узкие тротуары у входа в офисы);
- Банковские служащие не умеют взаимодействовать с маломобильными группами населения. Они нуждаются в получении базовых знаний об особенностях работы с инвалидами.
Также инвалидам бывает крайне сложно получить кредит под собственные нужды, потому что кредитные организации предпочитают сотрудничать с платёжеспособными клиентами. Подобный закон является «негласным», своими переживаниями на этот счёт люди с ограниченными возможностями предпочитают делиться в Интернете.
Всерьёз разрешением данной проблемы решил заняться Сбербанк. «Особенный банк» — проект для людей с особенными потребностями, тестовые запуски уже намечены на сентябрь. «Недостаточно просто построить пандус, недостаточно просто сделать банкомат на более низком уровне», — считает управляющий директор департамента развития отношений с клиентами Сбербанка Владислав Крейнин.
Предполагается, что «Особенный банк» будет работать на каждого потребителя, учитывая индивидуальные особенности. Например, если клиент не может посетить банковское отделение, то выезд сотрудника на дом в таких случаях позволит пользоваться сервисами и услугами в обычном режиме. Авторы проекта поставили перед собой важную задачу: подготовить будущий персонал – обучить правилам общения с инвалидами. «Особенный банк» позволит людям с особенными потребностями открыть счёт, оформить банковскую карту или получить кредит, не посещая офисы. Параллельно, в отделениях будет работать электронный сурдопереводчик: звучащая речь автоматически станет жестовой. Стартовые запуски намечены на сентябрь текущего года.
В России более 12 миллионов человек с инвалидностью, они вынуждены тратить гораздо больше средств на ежедневные расходы. Статистика такова, что люди с ограниченными возможностями пользуются микрозаймами в три раза чаще, поэтому создание банков с социальной ответственностью – это необходимость.