Проблемам абонентов сотовой связи в этом году уделят особое внимание
Фото: Irita Kirsbluma /Flickr
15 марта во всем мире ежегодно празднуется День защиты прав потребителей. Дата выбрана не случайно: в этот день в 1962 году американский президент Джон Кеннеди выступил с посланием к Конгрессу США и впервые сформулировал основные права потребителей. В России прздник стал отмечаться с 1996 года, после вступления в Международную Федерацию потребительских организаций Consumer International (CI). CI каждый год выбирает новый девиз в защиту потребителей, чтобы привлечь внимание к наиболее острым проблемам. В этом году призыв звучит так — «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи» («Fix Our Phone Rights! Justice for mobile consumers»).
Как отмечают представители организации, мобильная связь за последние годы стала одной из самых востребованных услуг для потребителей: в мире насчитывается порядка семи миллиардов абонентов сотовой связи. Тем не менее пользователи продолжаются сталкиваться с множеством проблем: качество связи, доступность услуг, завышенные тарифы. CI сформулировала 5 основных прав потребителей услуг мобильной связи:
- Право на надлежащее качество услуг
- Право на справедливые контракты, понятные потребителю
- Право на честные и прозрачные счета
- Право на безопасность личных данных и передаваемой информации
- Право на эффективное рассмотрение жалоб»
Количество жалоб на услуги мобильной связи в России также возросло, отмечают специалисты Роспотребнадзора. Основные проблемы, с которыми сталкиваются потребители, опубликованы на официальном сайте ведомства:
- Поданную абонентом претензию оператор рассматривает в течение 60 дней (этот срок соответствует пункту 7 статьи 55 Закона «О связи», но в 6 раз превышает срок рассмотрения жалобы по Закону «О защите прав потребителей»).
- Абонентам навязывают дополнительные платные услуги, операторы меняют тарфиные пданы в одностороннем порядке, включают в договор на оказание услуг условия, ущемляющие права потребителя (в частности, нарушаются требования статьи 16 Закона «О защите прав потребителей» и соответствующих положений главы 27 ГК РФ).
- Информации о состоянии лицевого счета при использовании услуг в международном роуминге предоставляется несвоевременно.
Эксперты считают, что решение таких проблем должно начаться с совершенствования законодательной базы и информировании потребителей мобильной связи об их в правах, в том числе, недавно приобретенных.
Так, не все абоненты сотовой связи знают, что 1 декабря 2013 года вступили в силу изменения в Законе «О связи», более известные как закон об «услуге MNP» (mobile number portability) или «об отмене мобильного рабства». Согласно внесенным изменениям, каждый абонент может поменять оператора мобильной связи, не теряя при этом свой прежний абонентский номер.
С 1 мая 2014 года вступает в силу еще одна поправка к закону «О связи», напоминает в своем пресс-релизе Союз потребителей России. Согласно поправке, абонент может обратиться к оператору и потребовать, чтобы все дополнительные услуги оказывались ему только на основании отдельного договора. «Но подавляющее большинство абонентов сегодня не знают о своем новом праве и способе его реализации, что вызывает сомнение в эффективности такого законодательного решения,- отмечают представители Союза, — Правильнее было бы сделать это требование императивным, не требующим обращения к нему потребителя».
Также правозащитники отмечают, что многие абоненты не довольны внутренним роумингом, которого вообще нет в европейских странах, и высокой стоимостью международного роуминга для россиян. Союз потребителей России совместно с Международной конфедерацией обществ потребителей в текущем году намерены обсудить эти и другие проблемы с ведущими операторами связи, Минкомсвязью, Роскомнадзором и Роспотребнадзором.